Белоярская крепость. Местоположение. Устройство. Внешний вид. Основания для реконструкции.
Пороховой погреб
Рис. 1. План порохового погреба в Бийской крепости по плану 1750 г.
Рис. 2. Пороховой погреб в Саянском остроге. Реконструкция Г. К. Скобелева. По: Скобелев Г. К. Саянский острог как памятник археологии // Культура русских в археологических исследований. Омск, 2002. с. 137-141.
Похожая постройка изображена и на планах Бийской крепости, здесь показан коридорообразный выход, возможно в виде пандуса, откосы крыши. Погреб, аналогичный по размерам и конструкции можно реконструировать и в Белоярской крепости.
Двор приказчика
Судя по описанию Г. Ф. Миллера на 1734 г., в крепости находились дом приказчика, судная изба и магазины (Миллер Г. Ф., 2003, с. 72). Какой-либо другой информации об этом здании нет. Довольно хорошее описание двора приказчика известно для Чаусского острога (Миненко Н. А., 1990, с.25). Двор приказчика в Чаусском остроге так же находился внутри крепости и состоял из нескольких построек: «в нем строения: горница с казенкою, изба черная, меж ими сени, у горницы и у избы двери на крюках железные; во дворе скоцкая изба, по нижнюю сторону горницы клеть, под клетью погреб, промеж клети и горницы сени, и с тех сеней выход забран в заплот досками в пояс, промеж выходом баня с предбанником, под горницею подвал; двор забран в заплот, против горницы подвал с выходом» (Миненко Н. А., 1990, с.25). Эти материалы можно взять за основу для реконструкции двора приказчика Белоярской крепости.
Рис. 3. Срубная двухэтажная связь в с Катанда. XIX в.
Рис. 4. Способ рубки сруба «в обло», с чашами в нижних и в верхних бревна.
Рис. 5. Фасад лазаретной кухни в Бийской крепости. Начало XIX в.
Рис. 6. Фрагмент плана Бийской крепости 1750 г. АГКМ НВФ № 389.
Рис. 7. Фасад лазаретной кухни в Бийской крепости. Начало XIX в. Рис. 45. Изба с бревенчатым фронтоном на «самцах». По: Скрябина Л. А. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII — начало XX вв.). Кемерово, 1997.
Дома — связи на Юге западной Сибири в XVIII в. обычно крылись на два ската (Скрябина Л. А., 1997, с. 53). Подобную крышу с бревенчатым фронтоном на самцах необходимо использовать и при реконструкции усадьбы Белоярского приказчика. Она изготавливалась следующим образом: бревна — самцы боковых сторон сруба постепенно укорачивались, до образования треугольных бревенчатых фронтонов (Шелегина О. Н., 1992, с. 33-34)(Рис.7).
Рис. 8. Изба-казарма Кызымского острога. Реконструкция Крадина Н. П. По: Крадин Н. П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988, рис. 158.
Рис. 9. Крыша с «курицами». Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
В верхний венец «черповой» врубали посередине матку — балку, служащую для поддержки перекрытия потолка, которое изготавливали из полубревен или досок, сверху которых засыпался слой земли для утепления. Пол настилали на лаги — поперечные балки у нижних венцов. Пол делали из толстых плах или полубревен, нижней круглой стороной укрепленных на лагах. (Крадин Н. П., 1988, рис. 158; Скрябина Л. А., 1997, с. 50). В полу горницы и клети сделаны входы на нижний ярус подклета в подвал и погреб. Наиболее ранний вариант подобных входов представлен в виде «голбца» — дощатого ящика, перекрывавшего вход в подполье (Шелегина О. Н., 1992, с. 73).
Рис. 10. Косящное окно. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
При реконструкции фасада здания можно опираться на реконструкцию избы-казармы в Кызымском остроге и планы фасадов жилых помещений для гарнизона Бийской крепости второй половины XVIII в. Высоту дома приказчика в Бийской крепости можно сделать такой же, как у избы-казармы Кызымского острога, где также представлен небольшой подклет. С главного фасада в горнице и «черной» избе следует расположить по 1 волоковому окну. С торцовых сторон избы и клети — небольшие окна, такие, как представлены на реконструкции в Кызымском остроге (Крадин Н. П., 1988, рис. 158).
Окна и их проемы делались волоковые, колодные и косящные (Скрябина Л. А., 1997, с. 51). (Рис. 10)
Рис. 11. Дверь. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Дверные проемы делались небольшими — ниже человеческого роста, с высокими порогами. Двери сбивали из толстых плах (Скрябина Л. А., 1997, с. 51; Липинская В. А., 1996, с. 100). Двери в доме Чаусского приказчика были «на крюках железных» (Миненко Н. А., 1990, с.25). (Рис. 11)
Рис. 12. План постройки дома земского управителя конец XVIII в. По: Шелегина О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII- первая половина XIX в.). Новосибирск, 1992. Рис. 3.
Печи в горнице и черной избе дома Чаусского приказчика были различны. В горнице находилась «белая» печь — вариант русской печи с трубой, изба — вторая жилая камера — топилась по черному (Миненко Н. А., 1990, с.25). Реконструировать печи в доме приказчика следует как традиционные русские печи, характерные для Западной Сибири XVIII-XIX вв., детально описанные в литературе (Шелегина О. Н., 1992, с. 34; Липинская В. А., 1996, с. 101-102; Скрябина Л. А., 1997, с. 57-58; Григоричев К. А., Федоренко О. А., Щеглова Т. К. , 1998, с. 224-227). Остатки русской «белой» печи с кирпичной трубой, срубным опечком на сваях, были раскопаны в приказной избе Умревинского острога. А. П. Бородовским и С. В. Гороховым, была предложена реконструкция печи (Бородовский А. П., Горохов С. В., 2007, с. 69-73, рис. 2). Ее можно использовать при воссоздании интерьера дома приказчика в Белоярской крепости, изменив высоту опечка, обычно в домах русских в Западной Сибири он представлял собой платформу на столбах и возвышался над полом на 0,7-1 м (Скрябина Л. А., 1997, с. 57). Печи нужно реконструировать две. Одну из них — безтрубную «черную, курную», другую «белую» — с трубой тягой. Соответственно, в горнице при реконструкции «следует вывести трубу» высотой 70 см (около 1 аршина). Над черной избой можно показать деревянный дымник, оканчивающийся дырчатой будочкой с отверстиями по бокам, покрытой на два ската (Корчагин П. А., 2001, с. 150, Рис. 20; Шелегина О. Н., 1992, с. 38). Предусмотреть здесь же еще одно волоковое окошечко выше других, через которое, в основном, и шел дым.
Рис. 13. Реконструкция усадбы Верхотурского мещанина. 1828 г. Реконструкция Е. К. Елымбаев и П. А. Корчагина. По: Корчагин П. А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания арихетектурно-исторической среды города. Екатиринбург, 2001. Рис. 20.
Рис. 14. План бани усадьбы земского управителя конец XVIII в. По: Шелегина О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII- первая половина XIX в.). Новосибирск, 1992. Рис. 3.
Баня с предбанником была пристроена к клети. Планировку бани можно увидеть на плане дома земского управителя в Колывано-Воскресенском горном округе конца XVIII в. (Шелегина О. Н., 1992, рис. 3,9). (Рис. 14)
Рис. 15. Ворота крестьянской усадьбы. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Рис. 165. Ворота крестьянской усадьбы. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Судная изба
Рис. 17. План полкового штаба и училища в Бийской крепости начало XIX в.
Соляной амбар, хлебные магазины
Рис. 18. План и фасад хлебного магазина в форпосте Тигирецком к. XVIII в. ЦХАФ АК Ф. 50. Оп. 1. Д. 746.
Конюшни
Как и в любом другом поселении XVIII столетия в Белоярской крепости имелись и конюшни. Об их наличии упоминается в переписке командования новоучрежденного драгунского полка и Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства. В ноябре 1751 г. каптенармус И. Кожевников и капитан Сухарев просили И. С. Христиани разместить 10-ю драгунскую роту не в самой крепости, а в близлежащих деревнях, мотивируя свою просьбу тем, что крепостные строения (дома, амбары, конюшни и сараи) обветшали, в связи с чем негде жить драгунам, негде размещать лошадей, хранить оружие и амуницию (ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 101. Л. 551-552, 554-556).
Рис. 19. Фасад конюшни в форпосте Тигирецком к. XVIII в. ЦХАФ АК Ф. 50. Оп. 1. Д. 746.
Церковь
Рис. 20. Церковь Зашиверска. Начало XVIII в. По: Окладников А. П., Гоголев З. В., Ащепков Е. А. Ащепков Древний Зашиверск. Древнерусский заполярный город. М., 1977. с. 46.
О конструкции церкви нам почти ничего неизвестно. Но, как считает большинство исследователей, церкви в Сибири XVII — XVIII вв. строились по сходным канонам. Наиболее простой формы православные храмы возводили как клетские, так и с прирубами и перерубами (Бородина Е. М., 2004). Первые обычно представляли собой два или три рядом поставленных сруба. Церкви с перерубами обычно имеют наиболее высокий и широкий центральный сруб — средний храм (кафалион), к которому прирубались с торцовых сторон еще два сруба — алтарная часть и притвор или трапезная. Наиболее ярким образцом церквей подобного типа является храм в Зашиверске (Рис. 20).
Рис. 21. Крыша храма крытая «лемехом». Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Деревянные храмы в Сибири XVII — XVIII вв. имели двускатные крыши и надстройки. Первый ярус надстроек составляли висячие четвереки или шестереки — четырехугольные или шестиугольные срубы над крышей — бочки — шестиугольные или восьмиугольные срубы. По завершениям на надстройках храмы делятся на шатровые и многоглавые или купольные. Главы, главки, маковки сибирских церквей имели луковичную форму и обивались «чешуею крестовою», «лемехом» — деревянной чешуеобразной «черепицей». (Рис. 21)
Так как во второй половине XVII в. строительство шатровых храмов было запрещено, по официальной версии из-за частых попаданий в такие церкви молний,. поэтому, вероятнее всего, в Белоярской и Бийской крепостях храмы были купольными — многоглавыми (Бородина Е. М., 2004; Русские остроги…, 2003, с. 35).
Таким образом, при реконструкции храма в Белоярской крепости, следует использовать трехчастную планировку — центральная часть с двумя прирубами. За основу основной реконструкции можно взять храм Зашиверска, только вместо шатрового завершения предусмотреть купольное.
В 1746 г. бригадир А. Беэр предложил построить при Барнальском заводе новую Петропавловскую церковь и так как, по его мнению, Белоярскую крепость следует перенести в Барнаул, всю церковную утварь и священников следует из Белоярской слободы перенести в новую церковь. То есть, церковь в Белоярской крепости предлагалось закрыть (Кривоносов Я. Э., Скворцова Т. В., 2001. с. 5-6; Контев А. В., 1998., с. 31-32; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XX) стр. 19-20). Но, судя по документам, еще в 1750-е гг. церковь в Белоярской слободе (при Белоярской крепости) еще существовала. О ней есть упоминания в документах 1751, 1752 гг. (Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XX) стр. 30, 34 (ЦХАФ АК. Ф.1. Оп.1. Д.45. Л. 120; Ф.26. Оп.1. Д.82. Л.56)).
Часовня
Рис. 22. Илимская церковь Казанской Богоматери. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Наиболее полно сохранившаяся часовня, по форме планировки напоминающая часовню в Бийской крепости, сохранилась в Илимском остроге (музей «Тальцы»). Это культовое сооружение предлагается взять за основу реконструкции часовни в Белоярской крепости. (Рис. 22)
Рис. 23. Фасады и план церкви Казанской Богоматери в Илимске. Реконструкция А. Ю. Майничевой По: Майничева А. Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Новосибирск, 1999. Рис. 25.
Культовое здание из Илимского острога и взято за основу при реконструкции часовни Белоярской крепости.
Жилая застройка
Судя по описанию Г. Ф. Миллера, в1734 г.: «внизу, возле реки, построено много частных домов» (Миллер Г. Ф., 2003, с. 72). Но, в районе Белоярского мыса нет удобного места внизу у реки в пойме для постройки домов. В этой связи возникает вопрос о наличии большого количества жилых построек рядом с Белоярской крепостью. Об этом говорит и Ю. С. Булыгин (Булыгин Ю. С., 1996. с. 43-44). Также, исходя из содержания документов 1750 г. о переводе нового отряда драгун Новоучрежденного драгунского гарнизонного полка в Белоярскую крепость, видно, что солдаты на постое размещались в д. Чесноковке и предлагалось поселить их также в деревнях Кармацкой и Юдина (будущий поселок Белоярск) (ЦХАФ АК Ф. 1, оп. 1, д. 101, л. 550-558 об). То есть, в 1750 г. в районе самой крепости крестьянских дворов, по видимости, уже не было. Но, не исключено, что первоначально какое-то жилье рядом с крепостью появилось. Поэтому мы предлагаем рядом с крепостью реконструировать несколько построек традиционной крестьянской архитектуры. Причем, если все здания в самой крепости будут представлять собой новоделы, то для придания большей музейной значимости, аутентичности, следует перенести из других населенных пунктов, расположенных по близости, подлинные жилые и хозяйственные постройки проселка и расположить их рядом с крепостью. К сожалению, деревянных построек XVIII в. найти вряд ли удастся. Но крестьянские избы постройки XIX в., выполненные в традициях сибирского деревянного зодчества предшествующих периодов, найти можно. Пятистенки, с крышей на матицах — бревенчатом фронтоне сохранились в с. Кислуха. Отдельные хозяйственные постройки, в том числе баня, топящаяся по черному, сохранились в с. Кармацкое. Еще более поздние варианты крестьянской архитектуры представлены более широко. При создании данного раздела музейной экспозиции можно использовать положительный опыт музеев деревянного зодчества Сибири — Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»; Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», музей «Ангарская деревня».
Ограду построек в проектируемом музее следует сделать в виде заплота, как это было описано у Г. Ф. Миллера. Наиболее удачные варианты заплота можно увидеть в крестьянских усадьбах в Историко-этнографическиом музее-заповеднике с. «Шушенское».
В целом, при реконструкции облика Белоярской крепости, хотелось бы достигнуть результатов, когда посетитель может наглядно представить внешний вид сибирских острогов XVIII в., чтобы создалось впечатление о завершенности общего вида деревянного оборонного сооружения.
По материалам проекта «Белоярская крепость — российский форпост на Алтае»
Источники
АГКМ НВФ № 391-393, 396,398-399
АГКМ НВФ 395,400
ЦХАФ АК Ф. 1. Оп. 1. Д. 592. Л. 158-158 об.).
ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 746, 747; ЦХАФ АК Ф.50. Оп. 11. Д. 246-248
ЦХАФ АК. Ф.1. Оп.1. Д.45. Л. 120; Ф.26. Оп.1. Д.82. Л.56
ЦХАФ АК Ф. 1, оп. 1, д. 101, л. 550-558 об
Литература
Бородина Е. М. Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири. дис. канд. Культурологи. Кемерово 2004.
Бородовский А. П. Археологические исследования Умревенского острога // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002.с. 258-265.
Бородовский А. П. Исследования приказной избы Умревенского острога // Археологические открытия 2004 г. М., 2005 с. 414-416.
Бородовский А. П., Горохов С. В. Реконструкция печи приказной избы Умревенского острога // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2006 г.: Археология, этнография, устная история. Барнаул, 2007. с. 69-73.
Булыгин Ю. С. 280 лет со дня сооружения Белоярской крепости //Страницы истории Алтая. 1997 г. Календарь памятных дат. Барнаул, 1996. с. 43-44.
Григоричев К. А., Федоренко О. А., Щеглова Т. К. Очерки по архитектуре сельских поселений Алтайского района, по полевым исследованиям 1994 г. // В предгорьях Алтая. Очерки истории и культуры. Барнаул — Алтайское, 1998. с. 203-245.
Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII- начало XX) стр. 19-20
Контев А. В. 250 лет с начала строительства первой церкви в Барнауле. Барнаульский хронограф. Календарь Знаменательных и памятных дат. 1998. Барнаул. 1998. с. 31-35. с. 31-32.
Корчагин П. А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания арихетектурно-исторической среды города. Екатиринбург, 2001.
Крадин Н. П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988. 192 с.
Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII- начало XX века. М., 1996. 269 с.
Майничева А. Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Новосибирск, 1999.
Миллер Г. Ф. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г. // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. с. 63-86.
Миненко Н. А. По старому Московскому тракту. Новосибирск, 1990. 184 с.
Русские остроги XVIII века на территории Новосибирской области. Новосибирск, 2003. 42 с.
Скрябина Л. А. Русские Притомья. Историко-этнографические очерки (XVII- началоXX вв.). Кемерово, 1997. 130 с.
Шелегина О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII- первая половина XIX в.). Новосибирск, 1992. 252 с.